Традиционное знание

Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева: мировоззрение, обрядность, историческая эволюция

В 1809 г. в Нижегородской губернии с проповедью о скором наступлении конца света выступил крепостной крестьянин деревни Сескино, Кузьма Алексеев. Его взгляды коренным образом отличались от традиционной для России христианской эсхатологии. Происходивший из новокрещенной терюшевской мордвы, Кузьма пророчествовал о том, что «Христа больше нет, не будет и христианской веры», а «весь свет примет закон, служение и одежду мордовскую и во всем будет следовать мордовским обрядам». Тем не менее источниками своих откровений он называл Михаила Архангела, Богородицу и Николая Чудотворца. Главным содержанием проповеди Кузьмы был призыв к возрождению старинных языческих молений, которые он, судя по всему, считал способом приблизить наступление светопреставления. В работе рассматривается происхождение пророчеств и ритуалов, проводившихся Кузьмой Алексеевым, предания и легенды, сложившиеся вокруг его имени, приводятся различные культурные контексты его деятельности (традиционная религия мордвы, русское народное сектантство, милленаристские и нативистские движения разных регионов мира).